16 октября 2003 года
Первая страница
Первое апреля на НЕВОДЕЦентр экстремальной журналистики«Ставропольская правда» в сети!Экономический еженедельник
2010! > НОВОГОДНИЙ ВЫПУСК > Губернские сказки
ПРЯМАЯ РЕЧЬ > Реплика > «Докатились до шнурков»
ПРЯМАЯ РЕЧЬ > Мнение > «Привет из будущего»
ТАЙНА ОСТРОВА УДД > Отрывки из книги

. . , . , , - .

- - - .

: . .
Придется отпустить меня, земляк...
, , . , , -.  . !
«, , --!» , . . , . , . , . Пятый годок уже пошел с тех пор, как я мальком попал в терехинский пруд. Эх, и хорошее было тогда время, вспомнить приятно. Пруд наш был не то, что сейчас. В тину можно было зарыться с плавниками. Лежи себе - и крошки выбирай. Неделями можно так не высовываться.
      Меня же еще батюшка покойный, Тиша его звали, учил: «Запомни, Тихон, главное в жизни - умеренность во всем. Не нужна нам речка с чистой водой, куда многие рвутся попасть. Там нас любой окунь зараз заприметит, и - все, конец твоему пескарьему веку. А здесь вроде и водичка мутная, и корма меньше, зато спокойнее. Чуть где окунь мелькнет, прячься хоть за ржавую кастрюлю, хоть за шину, благо всего навалом на дне и с каждым днем все больше становится. В жизнь тебя этот хищник в свалке не найдет. Много не ешь. Вдруг кто из деревенских надумает рыбу удить, а кому ты нужен тощий да облезлый? У меня пузырь сквозь чешую просвечивает, вот я и плаваю до сих пор. Учись, пока я жив».
      А ведь и правда, попался я как-то на крючок. Уж очень мясного хотелось, а тут червяк упитанный перед носом шевелится. Забыл я тогда с голодухи обо всех уроках батюшки и целиком червяка заглотил. Но вытащил меня из пруда какой-то пенсионер, посмотрел жалостливо и произнес: «На такого даже кошка не позарится», - и выбросил обратно. На меня тогда все головастики приплыли глазеть. Как-никак с того света вернулся. Уважением я начал пользоваться, слушать меня стали.
      Тут уже я принялся всех учить, как выжить в нашем пруду можно - мол, умеренность и скромность нужны во всем. «Сидите себе в тине, крошки подбирайте, среди мусора прячьтесь и не высовывайтесь», - повторял я заученную заповедь покойного батюшки. Тихо стало в пруду, мирно, никого в мутной воде не видно. Был, правда, один малек-баламут. Не сиделось ему в тине, все пытался наверх заплыть. А нам доказывал, что нечего в грязи сидеть, надо мир посмотреть, себя показать. И в итоге доплавался. Сожрали его окуни. Но он оказался последним, кем они полакомились. Больше никто наверх не высовывался. Сопели, но в тине сидели. Так что все окуньки от бескормицы повывелись. Ну просто рай для пескарей наступил.
      И вот однажды нежусь в грязи, а тут грохот раздается. Машина огромная, экскаватором, слышал, кличут, ковш свой в пруд засовывает и мусор выгребает. Рядом мужик здоровый, на медведя похожий, командует. Водитель его Сергеем Старковым величал. Все в нашем болоте, то есть пруду, перепугались, метаться начали. А экскаватор мало того, что мусор выгреб, так и тину родную почти всю вычерпал, дно стало таким глубоким, что аж дух захватывает, когда до него доплываешь. Я со страху в какую-то щель забился и целый день там дрожал. Но дальше еще тяжелее пришлось. Рядом с прудом прорыли канаву, дамбой ее назвали, дорогу рядом с водоемом нашим выровняли. А потом Сергей Старков с племянниками начали бревна и доски таскать, молотками бухать. Я уже не знал, куда от шума спрятаться. Однажды выплыл из своей ямки, глянул на берег и ахнул. Весь пруд был обнесен высоким забором.
      Тут, слава Богу, у деревенских терпение лопнуло. Из разговоров прохожих услышал, что терехинцы жалобу написали председателю сельсовета Александру Мазунину. А тот им и объяснил, что, мол, ваш пруд в аренду отдан на девять лет предпринимателю. Будет он в нем карпов разводить, поэтому водоем и облагораживает. А забор Сергей Старков поставил, чтобы местные жители рыбу у него не воровали и не мусорили.
      Что тут в деревне и пруду началось! И пескари, и терехинцы крыли супостата Сергея Старкова и пособника супостата Александра Мазунина почем зря. «Наш это пруд! - кричали особо голосистые жители. - Не отдадим на поругание захватчику. Подумаешь, трое детей у него приемных из детского дома, кормить их, видите ли, надо... Нам самим жрать нечего! А в пруду, глядишь, чего и поймаем на закусь».
      Письма терехинцы написали гневные в прокуратуру, экологам каким-то и даже самому губернатору. Вот уж головастики в нашем водоеме радовались. Батюшка рассказывал, что все губернаторы ходят в военных мундирах с огромной саблей на боку, глазами дико вращают и усищами крутят. Хоть бы глазком на такого посмотреть. Детям-правнукам рассказывал бы. Но не приехал губернатор. А местная прокуратура заинтересовалась делом, Александру Мазунину пришлось объяснение писать, почему он отдал пруд в аренду.
      Но никакого умысла злого в его действиях не нашли. Глава сельсовета объяснил, что он рад каждому, кто возьмет в аренду муниципальную - слово-то какое мудреное - землю. Сейчас, мол, в Карагайском районе, наоборот, все отказываются от сенокосов, картофельных полей и возвращают арендованные участки. Работать на земле становится невыгодно. А Сергей Старков оказался единственным, кто пожелал разводить рыбу в нашем пруду. Ни один терехинец до этого не додумался.
      Вот тут я их понимаю. Кому ж охота голову ломать, деньги тратить, дамбу строить, когда лучше на пруд пришел, удочку забросил, бутылку опорожнил, в воду кинул - и на боковую... Главное ведь: не высовываться и не казаться умнее всех, чтобы соседей не злить. Умеренность и серость во всем необходима. Не только мы, пескари, но и терехинцы оказались верны заповедям моего батюшки. Накинулись они на деревенском сходе на Сергея Старкова. Тот оправдывался, говорил, что занялся прудом не для зарабатывания денег, а для души. Очень уж рыбалку он любит. Несколько лет назад своими руками пруд выкапывал, чтобы рыбу разводить. Не вышло тогда что-то. Поэтому и решил заняться терехинским прудом.
      Долго предприниматель и деревенские ругались. В итоге Сергей Старков пообещал забор убрать и терехинцам часть выращенных карпов по сходной цене продать. Но рыбачить в пруду всем запретил. И купаться - только с его разрешения. Недовольных, правда, было много, но пришлось им соглашаться. Все ведь было по закону.
      Весной, действительно, Сергей Старков выпустил в пруд карпов из трех фляг. А те оказались ребятами наглыми, меня, пескаря, и слушать не желали. Пытался я их уму-разуму учить, про умеренность поведать. Так не дослушали, кинулись за комбикормом, который им высыпали на обед, плавник мне помяли и глаз подбили:
      - С дороги, мелкота, ха-ха!
      Еще бы, сами они здоровые, почти по килограмму каждый, любой меня запросто проглотить сможет. Всплакнул я и загрустил еще больше с тех пор, перестал обращать внимание на то, что вокруг творится. Однажды только вечером, когда меня корова чуть вместе с водой не выпила, встрепенулся. Огляделся ошалело - на берегу две бабки ломали и выдирали саженцы черемухи, что Сергей Старков посадил.
      - Нечего наш пруд деревьями загораживать, - приговаривала одна. - Зарастет берег, и корова до воды не доберется.
      - Еще бы землю с берега разбросать, - поддакивала другая. - А то моя корова все время с грязным выменем домой приходит. Жалко, здоровья на это не хватит. Уж я бы ему!..
      Через несколько дней пришли пьяные мужики с лопатами, начали канаву рыть.
      - Спустим воду, карпа словим, пусть Старков убытки считает, - пьяно хохотали они. - Он пятнадцать тысяч рублей потратил, а нам все бесплатно достанется.
      Только ничего у них не вышло. Сергей Старков канаву ту увидел и быстро закопал. А на днях сам пруд спустил через дамбу. Всех карпов повылавливал, а я чудом уцелел. Схоронился в маленькой лужице, что от пруда осталась. Думал, все, конец мой пришел. Любая корова, что каждый день мимо идет, меня затопчет.
      В деревне снова зашумели:
      - Обнаглел бизнесмен, управы на него нет. Вдруг пожар случится, где нам воду брать?
      Но Старков карпов продал за четыре тысячи целковых и дамбу закрыл, а дней через десять пруд снова водой наполнился. Плаваю я сегодня и все пытаюсь ямку с тиной найти, чтобы спрятаться. Хоть и нет, кроме меня, здесь никого, а привычка всего бояться осталась. К тому же слух среди терехинцев прошел, что предприниматель собирается не только карпов, но и форель разводить. А форель - рыба очень хищная, не чета окуню. Люди добрые, терехинцы милые, не дайте погибнуть! Накидайте мусора в воду, набросайте грязи, а то ведь пропаду почем зря. Выручайте, в одном ведь болоте живем, земляки!
  НА ПЕРВУЮ СТРАНИЦУ  ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ  ОБСУДИТЬ В ФОРУМЕ

Поиск по сайту:
, 4 2020г. Московское время 13:18.
Газета выходит во вторник, четверг, пятницу, субботу.