04 января 2008 года
Первая страница
Первое апреля на НЕВОДЕЦентр экстремальной журналистики«Ставропольская правда» в сети!Экономический еженедельник
2010! > НОВОГОДНИЙ ВЫПУСК > Губернские сказки
ПРЯМАЯ РЕЧЬ > Реплика > «Докатились до шнурков»
ПРЯМАЯ РЕЧЬ > Мнение > «Привет из будущего»
ТАЙНА ОСТРОВА УДД > Отрывки из книги
  
«ЗВЕЗДЕ» — 90 ЛЕТ!
О нашей
газете
РЕКЛАМА
Коммерческое
предложение
«С»
Специальное
приложение
ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
Главный редактор
Сергей Трушников
ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
Журналист
Константин Шумов
ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
Журналист
Наталия Семенова
СКАЛОЗУБ
Поэт
Харитон Моржов
new ПОДПИСКА
Любые варианты
на выбор
ПОЧТОВЫЙ ЯЩИК
Напишите письмо
в редакцию
НАШИ ПАРТНЕРЫ
Ссылки на
полезные сайты
АРХИВ ГАЗЕТЫ
По дате выпуска
< Январь 2008 >
ПнВтСрЧтПтСбВс
 010203040506
07080910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
СТАРАЯ ВЕРСИЯ
Архив газеты
до 17 июля 2001г.
   
- . , . : 31 2007 .
подробнее …
   
, , . 15 , «» .
подробнее …
   2008 -
- 36 . , - .
подробнее …
, ,
: . .
Олег Чиркунов
- «». - «» - .  2007 . , , ... , . , . , . . , , ... ... , , . : , , ...
- , , ? - , - ?

- А с какой коррупцией? Разве было хотя бы одно уголовное дело по коррупции? Есть серьезные проблемы: люди берут взятки. Такое явление существует. Вот не так давно на чиновника министерства соцразвития Пермского края было у нас заведено уголовное дело. Человек взял взятку - это понятно. Это борьба с коррупцией. А по итогам проверок прокуратуры разве такое было?

- А что с чиновником из министерства соцразвития?

- Время уже прошло, так что могу вам сказать: вы думаете со мной сотрудники милиции не согласовали этот вопрос? Хотите верьте, хотите нет, но пришли и сказали: ваш чиновник готов брать взятку. Мы готовы его на этом поймать. Я ответил: пожалуйста. Они мне: «А вы почему не спрашиваете фамилию?» Я говорю: «По той простой причине, что если вы сейчас назовете мне эту фамилию, а после не сможете довести дело до конца, будете считать, что я вас сдал». Ну и тогда милиция довела до логического конца дело по Огибалову. А теперь давайте-ка вспомним августовские дела по Бухвалову, Середину... Что там было? Нарушение налогового законодательства. Причем в тот период, когда ни тот, ни другой не работали в администрации. Какое это имеет отношение к коррупции?

- Авария на руднике «Уралкалия» стала серьезным испытанием не только для березниковцев, но и для администрации Пермского края. До недавнего времени вас можно было увидеть в камуфляжной форме на объектах Березников. Вы оттуда практически не уезжали. Даже прозвище вам дали в народе Че Гевара (лестное, между прочим, прозвище)... Страшное было время?

- Те вещи, которые произошли, уже не кажутся страшными... Хотя был один момент. Это уже было после аварии. Людей сначала вывели, а потом Ростехнадзор дал заключение о том, что в шахте можно работать и дальше... И людей туда снова спустили... А ситуация пошла по другому, непрогнозируемому руслу. И вновь была дана команда на эвакуацию людей... Полтора часа, во время которых шахтеры должны были подняться на поверхность снизу, были самыми напряженными. Сидишь и думаешь - люди в шахте и неизвестно: выйдут они оттуда или нет. И отпустило только тогда, когда стало ясно, что все нормально и опасность миновала. Так что в этот момент страшно было. Это же масштабный природный катаклизм!

- А говорили населению, что все под контролем...

- Да, место провала ученые с точностью до метров определили... А время? Время нет. С гендиректором «Уралкалия» Сергеем Дьяковым мы ходили смотреть на место предполагаемого провала буквально за час до того, как все обвалилось. Природа непредсказуема. И неизвестно, как она себя поведет. Так что катастрофы потому и катастрофы, что далеко не всегда их удается предотвратить.

- Полпред Президента по Приволжскому округу господин Коновалов высказался как-то, что город Березники в недалеком будущем будет перенесен за камский мост и станет малоэтажным. Какое время для этого нужно? И что будет с основным городом Березники?

- Вы неправильно поняли полпреда. Он имел в виду, что все новое строительство в Березниках должно развиваться на новой территории и постепенно все больше людей должны туда переезжать. Конечно, говорить о том, что мы построим новый город и переселим туда всех людей - нереально. Но переезд в Усольский - это вопрос привычки. Постепенно район этот будет разрастаться, застраиваться. Появятся новые места работы... Компания «Камская долина» недавно приобрела там площадку, на которой будут строить коттеджи...

- Тут появились в Интернет-изданиях новые статьи про министра Юрия Трутнева и его, якобы, слишком близкие отношения с «Уралкалием». Упоминается и о том, что у вас с Трутневым были разные взгляды на решение березниковской проблемы. Только теперь вы, Олег Анатольевич, весь в белом, а Трутнев не очень... Поясните ситуацию.

- Точно так же, как и в августе нынешнего года, статьи носят абсолютно заказной характер. Достаточно грамотно выстроены. Кто является выгодоприобретателем по этому материалу - я не знаю. Могу предполагать, но то, что я предполагаю - это слишком упрощенная схема... Предположить же можно, что накануне аукциона по разработке новых участков в Березниках и Соликамске идет борьба закулисная... Но слишком уж все это лобово...

- А взаимоотношениям Трутнева и Чиркунова не мешает?

- А каким образом это может мешать отношениям? Чтобы вас успокоить, скажу: по проблеме Березников у нас с Юрием Петровичем нет серьезных противоречий. Я бы сказал даже: вообще нет противоречий.

- Олег Анатольевич, а есть еще у нас в Пермском крае такие же «взрывоопасные» районы, как Березники? - Кунгур - там тоже карсты. Мы, конечно, говорим, что решили проблему по карстовой зоне, но понимаем: когда весь город стоит на пустотах, можно ожидать всякое... По заключению ученых сейчас в Березниках рисков нет. Но, повторяюсь, это же природа! В принципе нельзя строить города на пустотах. Говоря о техногенных катастрофах: в феврале этого года у ТГК-9 остановилась котельная, лопнула труба... И мы тогда ведь тоже были на грани катастрофы. Велик был риск разморозить один из районов Перми.

- Старая труба была?

- Труба была новая. Когда она лопнула, прошел доклад, что через час ее заменят. Но через час не заменили, не заменили и через три... Не смогли! И все, район начал замерзать. А проблема-то здесь единственно в том, что лишь одна точка снабжения теплом в этом районе. Чудом удалось избежать беды.

- А вообще вы с каким настроением завершили год?

- С хорошим настроением. Чем минувший год отличался от предыдущих лет? Он был политизированный, год выборов. И выборы мы провели достойно. Теперь федеральный центр и население ждут результатов и в нашей содержательной деятельности.

- Что кардинально изменится?

- Понимаете, темпы! Для того, чтобы паровоз начал движение, его надо раскочегарить. И вот все это время, эти годы мы раскочегаривали. И паровоз пошел. Жилищное строительство за последние три года удвоилось. Кривая инвестиций, если смотреть на графики, идет вверх, рождаемость увеличивается... И так все. В принципе мы «едем» с хорошей скоростью, в хорошем темпе. Чтобы сохранить этот темп движения в 2008, 2009 и 2010 году, колесики паровоза должны не накатом катиться, а их надо еще прокручивать вперед. Тем более, что есть уже и новое видение многих проблем...

- Например?

- Жилищное строительство. Какая задачка стояла в 2004 году? Строим мало, надо строить много. Сейчас по-другому она стоит. Мы начинаем понимать, строим не то, что надо строить. Панельные дома - это не избавление от проблемы отсутствия жилья. Вот в развитых странах небоскреб положили на бок, сделали в каждую квартиру отдельный вход и сказали: таким образом мы создаем условия для среднего класса. Потому с точки зрения новых реалий, наша задача не просто строить жилье. Наша задача сделать так, чтобы постепенно наши люди стали жить если не в коттеджах, то в чем-то очень достойном. И вот для этого принципиально всю тему строительства жилья надо перелопатить. За этим стоят вопросы и другой планировки города и многие другие аспекты... В общем, другая тематика...

- А пробки на дорогах? Эта проблема входит в новое видение жизни властей? Похоже, что у города нет хозяина...

- Пробки на дорогах - это не отсутствие хозяина. Вот у Москвы, считается, что хозяин есть. И что? Пробки. Никто не решил этой проблемы в России. Никто. И Москва не решит. Скоро этот город просто умрет под пробками.

- И что надо делать?

- Отнюдь не дороги строить. Чем шире мы построим дороги, тем больше машин по ним пойдет. Надо общественный транспорт развивать. А эту задачку тоже решили очень немногие. Нам известен, например, опыт Куратиба (город в Южной Америке - Ред.). Можно взять и столицы Европы: в Париже есть резервные полосы для общественного транспорта. Там тоже есть пробки. Но хочешь - стой. А хочешь, поезжай на общественном транспорте, который пройдет по резервной полосе и довезет своих пассажиров вовремя.

- Но дороги все равно строить надо...

- А мы и строим. В этом году 100 км дорог построили. Следующий год с этой точки зрения будет прорывным. Это сейчас незаметно, какие у нас планы. Точно так же, как жители не замечали переход Стаханова-Чкалова, пока мы не открыли эту дорогу, точно так же люди сейчас не замечают южного обхода. Но как только мы его в сентябре следующего года откроем - это будет новая объездная дорога вокруг города. Да уже сейчас весь грузовой иногородний транспорт реально в город не идет, он идет вокруг. Да, и еще - новая дорога позволит жителям Перми перемещаться из района в район, не заезжая в центр. Будет построена дорога через улицу Строителей с Красавинского моста, дальше до Товарного двора и до станции Пермь II, и вдоль железнодорожного полотна до Стаханова. Появится дорога Стаханова-Чкалова -Старцева - Ива-2 и выход на восточный обход. И это уже не утопия, скоро завершим строительство...

- Сегодня идет укрупнение населенных пунктов, переселение... Что скажете по этому поводу?

- Никто никого насильно никуда не толкает. Но хотим мы того или нет, нам придется решать две задачи: нерациональное расселение людей в далеких поселках (бывшие леспромхозы прежде всего)... Там нет ни работы, ни возможности вырастить детей. И в Прикамье 2800 населенных пунктов численностью менее 200 человек. Ну ладно, если там десять человек проживает, а поселок стоит на трасе - слава Богу. Ну а если там 100 человек живет вдали от цивилизации? И мы «тянем» туда дорогу, школу содержим, которая не в состоянии дать приличного образования. И все эти затраты в бездонную бочку идут из нашего с вами кармана...

- Главы муниципалитетов жалуются, что на выборы много денег ушло...

- Врут. Ни на копейку они финансами не участвовали в выборах. Им надо теперь задать вопрос: а куда они, все-таки, собирали деньги?.. И потом - вероятно, год минувший для муниципалитетов, может, был и непростой, но им дали ресурсы и возможность работать. Краевые и муниципальные власти впервые перешли на принципиально иной уровень взаимодействия. Если раньше мы решали, что и как мы у них построим, что отремонтируем за свои деньги, то сегодня говорим так: «Вот вам деньги, можете реализовывать 4 региональных проекта. Какие? Определяйтесь сами». И сегодня муниципалитеты становятся финансово обеспеченными и потому более самостоятельными. А если кто-то из глав такую схему не признает, то ему надо задуматься - а стоит ли вообще ему идти дальше в этом направлении?
Так что, подводя итог, скажу: у глав муниципалитетов был хороший год. У них деньги на счетах остались. Они, правда, региональные проекты на 2 миллиарда рублей не смогли освоить, но эти деньги перейдут им на следующий год. В тех же объемах. Ни рубля не отнимем. Им только надо научиться их правильно осваивать...

- Но главы-то как воровали, так и воруют...

- Очень надеюсь, что воруют гораздо меньше. Потому что все финансовые схемы становятся более прозрачными.

- Еще вопрос - главы муниципалитетов являются выборными, то есть снять их сложно. Некоторые из них, мягко говоря, не тем занимаются. Вы на это не обращаете внимание или как-то с ними работаете?

- Да, главу муниципалитета выбирает население. И это правильно. В принципе на этом можно было бы и закончить. Сказать - ну вот какого выбрали, с таким и живите. Во всем мире ведь так - естественный отбор. Мы тоже могли бы так делать - где сильные главы, начали бы помогать, а где слабые - пусть «дохнут». Но нет, мы будем вмешиваться. Мы будем готовить свои кадры и выходить на выборы с этими кандидатурами. А по тем главам, с которыми уже произошли неприятные эпизоды, будем принимать решения. Начнем с разговоров, закончим... Вплоть до увольнений.

- Отвлечемся от муниципалитетов. Вернемся к проектам города Перми. Какие перспективы у аэропорта Большое Савино, и есть ли они?

- Аэропорт... За прошедший год был подготовлен проект. (Проектировала та же фирма, которая готовила проект аэропорта Домодедово). Он сейчас находится на госэкспертизе. Сложность наша в том, что аэропорт - федеральная собственность. Надо решить эту проблему раз и навсегда, забрать его из федеральной собственности и передавать какому-то оператору. Вот после этого уже можно и реконструировать. Сейчас что? Запустили авиакомпанию «Сибирь». У кого ностальгия по Пермским авиалиниям, милости прошу - Ту-134, в 7.40 рейс. Специально оставили для особо чувствительных. Чтобы иногда вспоминали, на чем летали... Думаю, что в ближайшее время и эту «тушку» на приличный самолет заменят. Я считаю положительным результатом минувшего года то, что к нам пришли новые операторы: «Сибирь», «Аэрофлот»...

- Что скажете о строительстве здания для Художественной галереи и о переезде Пермского краеведческого музея?

- С музеем проблема решена. Дату точно не назову, но музей в Доме Мешкова обязательно откроется. Галерея - очень сложный проект. Сейчас идет международный конкурс... Этот проект вызывает у меня достаточно серьезные опасения, так же как в свое время и пристрой к театру оперы и балета. Непрофессионалы мы в сфере строительства подобного рода зданий. Но по проекту здания для галереи... Доведем до конца международный конкурс и посмотрим, во что все это выльется.

- Какие тенденции в развитии промышленности вы, как глава региона, видите?

- Нет падения. Произошла стабилизация. Но стабилизация вряд ли уже устраивает. У нас, в Пермском крае, пока скромно растут показатели объемов производства. До недавнего времени они были даже ниже, чем в целом по стране. Зато у нас очень сильно растет объем инвестиций. Это говорит о том, что начавшийся приток инвестиций должен перелопатить всю промышленность, и она выйдет на приличные объемные показатели. И по росту, и по абсолютному уровню доходов населения, и по уровню зарплаты. Так что объем инвестиций - это ключевое понятие. Мы зависимы от масштабных проектов. Что-то должно произойти в Березниках, когда пройдет аукцион по месторождениям калийно-магниевых солей. Миллиард долларов инвестиций на строительство шахт здесь обеспечен. Чусовской металлургический завод - это тоже миллиардные инвестиции. Яйвинская ГРЭС с колоссальными инвестициями. Белкомур - эта железная дорога уже тоже в инвестиционной программе РАО РЖД. Наша задача - через инвестиционный фонд начать дорогу строить в ближайшие два-три года, чтобы она появилась еще при нашей с вами жизни. Добрянка: четвертый энергоблок. Я даже не напрягаюсь по этому поводу. Он в планах и будет построен. Еще добрянский проект - завод по производству строительной плиты. Объем инвестиций под 400 миллионов евро. Если все эти планы осуществятся, то они будут плюсом к тем инвестиционным проектам, которые в Пермском крае уже есть. Так что перспективы неплохие...

- У вас есть какое-то особое пожелание на будущий год пермскому народу?..

- Мы с вами живем в Пермском крае. Где-то еще солнышко греет теплее, другие климатические условия... Где-то море шумит так, что спать мешает. А мы живем в тех условиях, которые дал нам господь Бог. Вот с этим вот конкретным экономическим потенциалом... Нам надо как общности людей осознать, что мы в наших этих условиях можем жить гораздо лучше и гораздо достойнее. У нас есть конкурентные преимущества перед теми, у кого солнышко греет, а, может, даже и печет. У нас всегда не хватало времени на себя, на население, я имею в виду. Мы постоянно что-то строили, выполняли какие-то планы, собирали самолеты... И это здорово, потому что создали мощный экономический потенциал. Сейчас надо подумать о том, как людям-то жить достойно. О том, чтобы вокруг нас была чистота на улицах, улыбающиеся лица прохожих. Убежден, что пришла пора, у нас появилась возможность обустроить свою повседневную жизнь. Улучшить то место, где мы живем, чем дышим, на каком транспорте передвигаемся... Хорошо бы каждый год решать по одной проблеме и постепенно становиться комфортной территорией. Когда мы говорим с западниками: «А каким образом создать концепцию города и края?» Они отвечают одно: «Надо, чтобы эта концепция стала концепцией населения. Чтобы люди хотели, верили в нее, стремились к ее исполнению и считали ее своей собственной». В общем, все мы должны поверить, что завтра, благодаря нашим общим усилиям, все мы станем жить по-другому. И я бы хотел пожелать всем нам, чтобы мы смогли, во-первых, внутренне увидеть - что мы собираемся создавать. А во-вторых, с каждым годом приближаться к этому видению и создавать комфортные условия, в которых пермский человек будет жить достойно и счастливо.
  НА ПЕРВУЮ СТРАНИЦУ  ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ  ОБСУДИТЬ В ФОРУМЕ

Поиск по сайту:       
, 25 2020г. Московское время 06:27.
Газета выходит во вторник, четверг, пятницу, субботу.
© ЗАО «РЕДАКЦИЯ ГАЗЕТЫ «ЗВЕЗДА»™   E-mail: gazeta@zvezda.nevod.ru
© OOO «НЕВОД LTD»™   E-mail:
info@nevod.ru
Программирование: Алексей КОСТАРЕВ.   E-mail:
kaf@nevod.ru
Дизайн, html и концепция сайта: Владимир СОЛОВЬЕВ.   Персональный сайт:
http://svg.nevod.ru
Главный редактор газеты «Звезда» Сергей ТРУШНИКОВ.
Редактор приложения «Звезда-online» Мария КАЛИНИНА.   E-mail:
smasha@mail.ru
При перепечатке материалов и использовании их в любой форме,
в том числе и в электронных СМИ,
а также в Интернете, ссылка на газету «ЗВЕЗДА»™ обязательна.
Мнения авторов публикаций могут не совпадать с позицией редакции.
Материалы приложения «Звезда-online» редактируются
и в деталях не совпадают с текстами газеты «Звезда».