13 июня 2008 года
Первая страница
Первое апреля на НЕВОДЕЦентр экстремальной журналистики«Ставропольская правда» в сети!Экономический еженедельник
2010! > НОВОГОДНИЙ ВЫПУСК > Губернские сказки
ПРЯМАЯ РЕЧЬ > Реплика > «Докатились до шнурков»
ПРЯМАЯ РЕЧЬ > Мнение > «Привет из будущего»
ТАЙНА ОСТРОВА УДД > Отрывки из книги
  
«ЗВЕЗДЕ» — 90 ЛЕТ!
О нашей
газете
РЕКЛАМА
Коммерческое
предложение
«С»
Специальное
приложение
ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
Главный редактор
Сергей Трушников
ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
Журналист
Константин Шумов
ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
Журналист
Наталия Семенова
СКАЛОЗУБ
Поэт
Харитон Моржов
new ПОДПИСКА
Любые варианты
на выбор
ПОЧТОВЫЙ ЯЩИК
Напишите письмо
в редакцию
НАШИ ПАРТНЕРЫ
Ссылки на
полезные сайты
АРХИВ ГАЗЕТЫ
По дате выпуска
< Июнь 2008 >
ПнВтСрЧтПтСбВс
      01
02030405060708
09101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
СТАРАЯ ВЕРСИЯ
Архив газеты
до 17 июля 2001г.
Подписка!
   
«» : « »
подробнее …
   
: « »
подробнее …
   
.
подробнее …
   -
50 . ,
подробнее …
   
C . , , - , .
подробнее …
: . : .
15 июня исполняется 50 лет известному пермскому писателю Юрию Беликову
«» «», «», «», «», «» «».  . - , . - « », « » 1991-, - , «» - . - - «», « » « » - . . « - », « » - ». , ( «»), ( ) , « » « ». - - , - , « -», , . « » .
, , , . , : , , , , ?.. А березы, точно белые лошади-кони, спускаются, как на водопой, к бегущей в глухом лесу реке...

Юра Беликов - поэт от природы, в его жизни нет ничего, что могло бы увлечь, увести его от поэзии. Он этому противился всю жизнь - может, даже сам того не осознавая. Или сама жизнь противилась этому? Он так и не научился жить, как другие-многие, жить, чтобы выжить. От того, что он жил всегда, где родился и вырос, а в последние годы почти безвыездно живет в Перми рядом с матушкой, Юра нисколько не замкнулся в себе. Его творения не сделались однообразными, а совсем наоборот - он увидел мир по-новому и его стихи, которые всегда тяготели к четкому, раскатистому ритму уральских просторов и глубоким философским обобщениям, сделались лишь утонченнее.

Но, как поэт сам пишет в стихотворении «Уши Араптанова»:


      Чтоб описать мне
                              уши Араптанова,
      Мне голос его нужно описать,
      А чтобы вызвать голос его заново,
      Мне уши надо с голосом связать.

И когда я, подключив свои «уши», пишу эти строки, пытаясь осмыcлить для себя поэтический голос Юры Беликова, то вспоминаю далекий 1984 год... Мы встретились с ним в самом начале нашего творческого пути - в Москве, на Всесоюзном совещании молодых писателей. Юра, я помню, читал свои стихи в аудиториях семинара раскатистым басом, заставляя прислушаться к его физическому и метафизическому голосу, да еще, как пианист педаль, «отжимая» ритм произносимых строк четким пристуком башмака правой ноги... Согласитесь, это было необычно?

Понятно, тогда на совещании молодых обнаружилось немало ярких талантов, только не помню - был ли среди них назван Юра Беликов? Однако сегодня несомненно одно - он и есть гордость Всесоюзного форума 1984 года. Более того, он, на мой и не только мой взгляд, одно из самых значительных поэтических явлений нынешней русской поэзии, литературы нового времени, которая начала расти именно тогда, в те удивительные 80-е. Я, чей дом стоял (в прямом и переносном смыслах) на краю обрыва в Ашхабаде, всегда пытался представить, какие же березы растут в чусовском лесу, в который вглядывались зачарованные окна Юры Беликова? И не сомневался никогда, что в смешанных лесах Урала - самые красивые березы. Красота взращивает и закаляет душу, она не отпускает, потому что:


      Звук в цвет переходит
      и - в запах обратно...

Но запах бывает горек. И потому Юрины березы уже горчили:


      Курит земля березы.
      Горько земле моей.
      Роща - одни папиросы
      с легким дымком ветвей.
      И ничего нет проще,
      нет ничего страшней:
      выкурить пачку рощи
      за день земле моей...

Метафоричность языка предельно ритмичной поэзии Юры восхищает:


      Я в столик памятный вверну,
      как лампочку в патрон,
      бутыль вина (и не одну!),
      и столик - освещен...

Столик освещен добрым вином, словно освящен святой водой... Метафоры Беликова - современные по своему техническому исполнению, а по своему происхождению - старинные:


      Все зеркала - голодные собаки:
      Брось душу им -
                  и разобьются в драке.

Бросить (продать) душу собственному отражению-пугалу, а самому жить дальше без души, так, должно быть, легче, беспроблемней... Когда ты одет с иголочки, сыт и опрятен, а душа не болит ни о чем (помните Максима Ярикова в шукшинском рассказе «Верую!»: «Душа болит!» - как выплеск бунтующей тоски и одновременного очищения?) и когда она не болит, то с тобой, выходит, все в порядке, тип-топ? Но поэт верен самому себе и в борьбе раздвоения не уступает душу своему алчущему отражению, «отделяет тело от души». Он готов отдать последнюю рубаху даже пугалу, но только не душу:


      А рубаху, в которой прощался,
            носить не могу.
      Подарю ее пугалу.
            Пугалу будет в дугу.

Очарование хрустальным звоном родной речи, когда слова вдруг, по воле поэта, оказавшись рядом, сталкиваются между собой - в этом поступь беликовской музы. Юра сталкивает слова специально, чтобы насладиться их звоном самому, да и дать насладиться другим. Чтобы смысл отточенных строк повторялся в ушах многократно, низвергаясь откуда-то сверху водопадом! Это стиль поэта, характер его лиры вкупе с раскатистым уральским ритмом строф и мимолетными бликами женских силуэтов, которые посещают мир поэта, будто в тайной надежде увидеть себя на неспокойной глади перекатистой реки. В поэзии Юры Беликова любви отводится особая роль - непонятной и капризной природной силы. Это не только опыт личных переживаний - скорее, выбор пути. Подсознательный. Это состояние обнаженной души, которая соприкасается с магией непредсказуемого и каждый раз отступает...


      Звоню тебе -
            как будто бы надгробье
      свернул, чтоб сверить
            в темной маяте
      тот свет и этот,
            снадобье с подобьем
      и вновь залечь, - а голоса не те...

Хотя приведенная строфа и принадлежит стихотворению «Звонок Инессе», в поэзии Юры Беликова нет постоянного, беатриче-лауровского образа женщины, но есть перекликающиеся грезы-эпизоды однолюба многих женщин, являющиеся, чтобы исчезнуть. А поэт уединяется со своей судьбой и оставшимися от женщин драгоценными словами, как добрый молодец с волшебной флейтой. И, сдобренные особым поэтическим даром, казалось бы, самые что ни на есть обыкновенные слова, становятся вдруг сродни утренней росе. Они освежают и даже позванивают, если, конечно, пройти по ним босиком.

Насколько же Юра творчески вырос с памятного лета 1984-го? Есть ли вообще что-то общее с тогдашним русокудрым уральским молодцем, отбивающим ритм стихов башмаком правой ноги, и сегодняшним, зрелым автором, умудренным опытом и даже награжденным творцами Великих Лук орденом-знаком Велимира «Крест поэта»? По большому счету он ничего не забыл - ни свои прежние любови, ни друзей, ни идеалы юности. Но стал тем, кем изначально должен был стать - голосом российской глубинки, идущим от речных перекатов и широкошумного гула бескрайних лесов. Он не урбанизировался, хотя за прошедшие 24 года урбанизировались его стихи. Может, оттого, что он тоже жил когда-то в столице и, как те же другие-многие, на работу ходил в положенные часы? И перспектива, думаю, у поэта была, не хуже, чем у многих-других. Но, невзирая на манящие чары зеркал, он не отдал душу их ненасытному отражению... В итоге, не найдя себя в столичной суете, к себе же и вернулся - на малую родину, в дом, «лесами застекленный», чтобы обрести осмысление своим «столичным» страстям в этих самых лесах. По сути, там, где он только и мог его обрести.

Я помню, как на нашем поэтическом семинаре, Юра читал эти строки, позднее вошедшие в «Антологию русского лиризма. ХХ век»:


      - Куда?! - пастух орет всегда.
      Вся жизнь его неумолимо
      свилась в истошное «куда».
      А дальше - непереводимо.

Юру толковать трудно, как того пастуха из его раннего, но, как показало время, антологического стихотворения. Юра непереводим. Он не стал переводиться с одного времени на другое, потому что не разлюбил свое время. Обрушилось все: и страна, и строй, дрогнули столпы, которые казались когда-то незыблемо-вечными, но только не поэтические опоры Юры.

Я не знаю, как он пережил распад великой страны, мы с ним на эту тему еще не говорили, хотя встречались в начале 90-х прошлого века чаще, чем когда-либо, и именно потому, что общей страны не стало, и нам, как и многим нашим соотечественникам, пришлось искать себя в новых реалиях. Мы никогда с ним не говорили и о том, как волею судьбы стали вдруг писателями разных стран. Но при этом я ощущал: между нами не было и нет отчуждения. Разговаривая с Юрой по телефону или общаясь посредством электронной почты, и теперь невозможно почувствовать, что нас изменило время - настолько, что один из нас даже стал шведом! Хотя и туркменского розлива, как я шучу по этому поводу, подписывая свои письма издалека. Эпоха прошла по людским судьбам асфальтовым катком, но с Юрой и его талантом, опирающимся на непреходящие ценности жизни, она, кажется, не смогла сделать ничего плохого... Безвременье оказалось бессильно против него. Он идет по времени, словно по воде...


      Быки бредут или века -
      Не разобрать в наплывах дыма...

На мой взгляд, Юра, оставшись навсегда верным своему поэтическому стилю, обогатил его волшебством метафорических прозрений, опытом времени и философией любви к жизни. Его поэтические строки как бы насытились временем:


      Мир возвращает мне
      мою же страсть...

Не оттого ли неподдельная грусть сквозит во всей изданной в 2007-м году в Москве книге «Не такой», а это избранные стихи поэта, который подошел к своему 50-летнему рубежу? Я бы даже сказал так: стихи Юры - это голограмма русской тоски («Уже задрожала тетива дальнего космоса, вобравшего голограмму моей тоски...»): жизнь - не устроена, страна - не устроена, матушка «этой речью не наговорилась!», а сын «наговорился, да не той!..», при том, что «старые тетки меня приглашают на медленный танец», когда как «Я же еще не изжил в себе юношу, тетки, /девушку не повстречал»... Разве такая должна быть судьба у поэта? А какая? - сам же, вопросом на вопрос, отвечаю я себе. Что это за поэт, у которого судьба отличная от судьбы страны? Юра ведает о своем предназначении:


      В отличие от хромоного лорда
      я пришел не затем,
      чтобы пасть за свободу Греции.
      Потому что, ежели я паду
      за свободу Греции,
      кто же тогда падет
      за свободу моей России?
      Может быть, ты, Архилох?

Творчество Юрия Беликова - это несгибаемая воля прошедших и грядущих дней, когда поэт - как золотой проводник между разными эпохами. Он - израненная душа незапамятных времен, когда Русь сражалась еще с мамаевыми полчищами. Это тот же поэт, который звал Русь выстоять, собраться с последними силами, не пасть в отчаяние, прожить еще год, еще день, еще час достойно, не предав свои идеалы, не переступив через себя, ради сиюминутной выгоды, ради того, чтобы только выжить на физическом плане, скормив свое тело зеркалам-собакам.

Березы на Руси бывают разные: где-то они - как все остальные деревья, а где-то больше похожи на белых коней-лошадей - стройные, с горделиво вытянутыми вверх шеями, они будто идут на водопой к реке, затерявшейся в глухом лесу:


      Здесь в воздухе скрипят
      незапертые двери.
      И, в сумерках подняв
      древесные грибы,
      береза - иго-го! - заржет и -
      не поверишь -
      взовьется над тобой,
      как лошадь, на дыбы!

Кто-то въезжает на Красную площадь на белом коне. А у Юры - «Елка, как Спасская башня, стоит. Красную площадь поляна таит». И порой эта поляна значительней иных площадей. И, как видите, есть, на чем на нее въехать.

Ак ВЕЛЬСПАР, член Союза писателей Швеции,почетный член Международного ПЕН-клуба, г. Стокгольм

  НА ПЕРВУЮ СТРАНИЦУ  ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ  ОБСУДИТЬ В ФОРУМЕ

Поиск по сайту:       
, 26 2019г. Московское время 18:41.
Газета выходит во вторник, четверг, пятницу, субботу.
© ЗАО «РЕДАКЦИЯ ГАЗЕТЫ «ЗВЕЗДА»™   E-mail: gazeta@zvezda.nevod.ru
© OOO «НЕВОД LTD»™   E-mail:
info@nevod.ru
Программирование: Алексей КОСТАРЕВ.   E-mail:
kaf@nevod.ru
Дизайн, html и концепция сайта: Владимир СОЛОВЬЕВ.   Персональный сайт:
http://svg.nevod.ru
Главный редактор газеты «Звезда» Сергей ТРУШНИКОВ.
Редактор приложения «Звезда-online» Мария КАЛИНИНА.   E-mail:
smasha@mail.ru
При перепечатке материалов и использовании их в любой форме,
в том числе и в электронных СМИ,
а также в Интернете, ссылка на газету «ЗВЕЗДА»™ обязательна.
Мнения авторов публикаций могут не совпадать с позицией редакции.
Материалы приложения «Звезда-online» редактируются
и в деталях не совпадают с текстами газеты «Звезда».