16 октября 2009 года
Первая страница
Первое апреля на НЕВОДЕЦентр экстремальной журналистики«Ставропольская правда» в сети!Экономический еженедельник
2010! > НОВОГОДНИЙ ВЫПУСК > Губернские сказки
ПРЯМАЯ РЕЧЬ > Реплика > «Докатились до шнурков»
ПРЯМАЯ РЕЧЬ > Мнение > «Привет из будущего»
ТАЙНА ОСТРОВА УДД > Отрывки из книги
  
«ЗВЕЗДЕ» — 90 ЛЕТ!
О нашей
газете
РЕКЛАМА
Коммерческое
предложение
«С»
Специальное
приложение
ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
Главный редактор
Сергей Трушников
ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
Журналист
Константин Шумов
ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
Журналист
Наталия Семенова
СКАЛОЗУБ
Поэт
Харитон Моржов
new ПОДПИСКА
Любые варианты
на выбор
ПОЧТОВЫЙ ЯЩИК
Напишите письмо
в редакцию
НАШИ ПАРТНЕРЫ
Ссылки на
полезные сайты
АРХИВ ГАЗЕТЫ
По дате выпуска
< Октябрь 2009 >
ПнВтСрЧтПтСбВс
   01020304
05060708091011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
СТАРАЯ ВЕРСИЯ
Архив газеты
до 17 июля 2001г.
   
« » . : - .
подробнее …
   
- . , 10 .
подробнее …
   
:
- !..
подробнее …
,
: .
Облачко, само по себе парящее
, ... , !  «» « », . - . , . - . «». . , «», : « », « », «, , ...», « », « »... : « - , , , , ». , : « . : . . !»
- - : , ( ), , «». «», - .

Странное дело: Евгений Павлович не стремится причислять себя к пантеону композиторов-песенников, хотя только эти несколько долгоживущих песен свидетельствуют о том, что Крылатову ведома тайна самого популярного жанра. Однако он называет себя кинокомпозитором. И это, безусловно, так: моим собеседником создана музыка к более чем 120 отечественным фильмам - от «Умки» и «Приключений Электроника» до «И это все о нем» и «Приказано взять живым». Другое дело, что из фильмов песни сами шагают в народ. Может, оттого, что пишутся они на хорошие стихи (и только - на стихи, а не стихи - на музыку, как у других): Беллы Ахмадулиной, Роберта Рождественского, Евгения Евтушенко, Леонида Дербенева, Юрия Энтина.

В последнее время Крылатов - частый и званый гость Перми. Его притягивают камские берега, старые мотовилихинские закоулки, будто ищет он здесь ответ на некий давний вопрос, назревший в себе самом.

- Евгений Павлович, получается, вы жили в Мотовилихе? Как и когда это происходило?

- Вообще родился я в Лысьве. В позапрошлом году этот город я увидел впервые, потому что родители увезли меня оттуда в двухлетнем возрасте. Я очень благодарен, что устроители моего посещения и фактического знакомства с Лысьвой (какие могут быть впечатления у двухлетнего ребенка?!) нашли дом и квартиру, где располагалась комната, в которой жили мои родители, а с ними я - во младенчестве. Я посетил металлургический завод, где мне дали личное дело моего отца. На том заводе еще дедушка мой работал. А вот когда мне исполнилось два года, мы переехали в Пермь и действительно жили в небезызвестной Мотовилихе. Улицу, как она называется, я сейчас не помню, но эта улица идет от остановки «Рабочий поселок» прямо к ресторану «Уральские пельмени». Вот если по ней двигаться в горку, перед тобой сразу возникает ресторан. В этот самый ресторан я, бывало, ходил юношей, когда папа мой получал зарплату. К сожалению, он ее частенько пропивал, как, впрочем (здесь никакого открытия), и многие другие представители рабочего класса. И вот я забирал отца из ресторана и волок на себе домой. Я и сам потом (уже как творческий человек) начал прикладываться к горячительным напиткам, но однажды глянул на себя в зеркало и сказал: «Все, хватит!» С тех пор не пью уже более двадцати лет.

В том доме на улице, которая вела к ресторану, я жил до четырнадцатилетнего возраста. Дом был допотопный - горячей воды, конечно же, не было, воздух тяжелый, а у меня - проблемы с легкими. Тогда мои родители поменяли эту квартиру на другую, расположенную на улице Анри Барбюса. Там стояли деревянные дома без удобств. Сейчас их уже снесли. И был там дом, в котором раньше жил главный врач Мотовилихинского завода. На первом этаже - две квартиры и на втором - две. Воду - таскать на себе. Туалет, пардон, практически на улице. Две печки. В этом доме я прожил до девятнадцати лет. А музыкальное училище располагалось внизу - почти рядом с Камой. Я его закончил по классу фортепьяно.

- Но ваша семья не была, судя по всему, музыкальной?

- С одной стороны, да, семья не была музыкальной. Но тут такая история. Для советских времен мое социальное происхождение было очень выгодным. Сейчас, когда все разом стали князья да графья и какой только «высокой» генеалогией не обременены, я хочу подчеркнуть, что я сын рабочего и крестьянки. Моя мама - из деревни. А отец - заводчанин. И в Лысьве он работал на заводе, и здесь, в Перми - тоже на заводе. Однако мама очень хорошо пела - прекрасно знала русские народные песни, фольклор. Что касается отца, то с его личностью связан один интересный момент, о котором я долгие годы не рассказывал. Когда мой папа остался сиротой и в шестнадцать лет был зачислен на завод младшим слесарем, он на первые же заработанные деньги купил... Что бы вы думали? Что мог купить рабочий? Балалайку? Домру? Баян? Гармошку? Гитару, в конце концов? Нет, представьте себе, он купил скрипку! И не простую, а работы немецкого мастера. Она долго потом хранилась в моем доме, пока мой сын, еще в мальчишестве, ее не сломал. А ведь отец нашел тогда в Лысьве преподавателя-скрипача, ученика Ауэра. Ауэр - это очень известный представитель санкт-петербургской скрипичной школы. И папа стал брать у последователя этой школы уроки игры на скрипке. У моего отца был очень приятный, такой слащавый баритон, и к тому же он самоучкой играл на рояле. И когда появились первые пластинки, а тем более долгоиграющие, отец покупал в магазинах только классику. Это - заводчанин, рабочий!.. Благодаря отцу, в нашем доме можно было услышать произведения Бетховена, Баха, Гайдна, Моцарта... Все, что только могло быть, здесь было.

- Откуда эта тяга рабочего человека к скрипке, если, как вы помните, в булгаковском «Собачьем сердце» преобразившийся Шариков играет перед публикой исключительно на балалайке?

- А вы знаете, я разгадал тайну. С отцовских уст частенько слетало слово «немцы». Я подумал: «Какие немцы?» А потом пригляделся: а отец-то мой ведь очень на немца похож! Он был высоким - гораздо выше меня, с голубыми глазами. Ну, прямо-таки типичный ариец! И моя бабушка по отцу Таисия Ивановна тоже была здоровенная такая бабища! Я подозреваю, что и в бабке, и в отце играли гены уральских немцев, которых было немало в здешних краях. Иначе откуда же парень-работяга приобрел скрипку, а не тальянку?.. На пустом месте такое бы не произошло. А эта любовь к композиторам немецко-австрийского происхождения: Бетховену, Баху, Гайдну, Моцарту?.. Отец ставил пластинку с сочинениями Бетховена, слушал и чуть не плакал. А еще мне рассказывала моя мама (я, конечно, этого не помню): начиная примерно с пятилетнего возраста я приходил в сильное возбуждение, когда слушал, как из черного динамика звучит симфоническая музыка. И меня очень рано отдали в музыкальный кружок при Пермском дворце пионеров.

- Сколько лет вы прожили в Перми?

- С 1936-го по 1953 год. Из Перми я уехал в Москву в возрасте девятнадцати лет. То есть сформировался фактически здесь. Да и Лысьва - это же не Венгрия, не Израиль и не Китай. Это часть пермской земли. Поэтому два первых года моей жизни, проведенные в Лысьве, я все равно засчитываю как пермские.

- Кем вы себя ощущаете по состоянию души? Москвичом, уральцем, пермяком?

- В первую очередь, русским человеком.

- То есть слово «космополит» для вас достаточно напряженное?

- Я не люблю это слово.

- А, допустим, «человек мира»?

- «Человек мира» - это одно, а космополит - другое. Вот Евгений Евтушенко, с которым мы написали целый сборник песен, он человек мира: «Границы мне мешают. Мне неловко не знать Буэнос-Айреса, Нью-Йорка...» Но при этом таких стихов о России, которые создал Евтушенко, на мой взгляд, после Есенина никто не написал. «Идут белые снеги, как по нитке скользя...» Ну что вы, это замечательно!.. Мстислав Ростропович - тоже человек мира, но и величайший патриот России. А космополит - это человек, который отказывается от своей Родины. Не то что бы он - предатель или враг. И это не значит, что космополит - это уж совсем плохо. Но так сложилось, такова у него генетика.

- А, предположим, Иосиф Бродский? Вот на него нередко вешали ярлык космополита. Хотя, наверное, его тоже можно назвать человеком мира.

- Бродский, как и Евтушенко, был и человеком мира, и патриотом. Но не в простом, приниженно-обывательском понимании, а в том плане, что продолжал традиции русской поэзии, в том числе - имперского мышления. Бродский сам говорил, что, пока существует русский язык, в мире будет существовать и поэзия. Разве эти слова мог произнести не патриот России, космополит?!

Но давайте вернемся к вашему вопросу, кем я себя считаю. В молодости, конечно, человек рвется открывать Америку, но с приходом возраста его тянет на свои родные места. Со мной сейчас именно это и происходит. Я раньше в Перми так часто не бывал. По ряду причин. Может быть, одна из них заключалась в том, что здесь до определенного времени не очень-то и хотели знать, что у меня крепкая внутренняя связь с пермской землей. Но когда губернатором Пермского края стал Олег Чиркунов, он сам однажды подошел ко мне и высказал инициативу провести в Перми мой юбилейный концерт, за что я ему очень благодарен.

Кстати, вам известно, что Чиркунов, кроме того, что он пишет прозу, сочиняет стихи на французском языке? Скажите, кто еще из губернаторов пишет стихи по-французски?! Я, во всяком случае, таковых не знаю. А концерт мой (это было пять лет назад) прошел в Перми потрясающе! В нем принимали участие такие звезды, как Валентина Толкунова, Иосиф Кобзон, Александр Градский, Сергей Пенкин, Николай Караченцов, Юлия Началова... С той поры Пермь меня признала за «своего». И сегодня я бы сказал так: я русский, но при этом человек мира, Москвы и Пермского края.

- Ну тогда вы наверняка знаете, почему говорят «пермяк солены уши»?

- Я слышал такую версию: здесь, на Урале, когда ловили беглых каторжан, им отрезали уши и эти уши солили.

- Нет, что касается «соленых ушей пермяков», я слышал совершенно другой вариант, вполне песенно-лирический. В Соликамске, Усолье - там, где Строгановы держали солеварни, грузчики клали мешки с солью на плечи и, нагнувшись под их тяжестью, несли в лодки, барки, баржи, и соль сыпалась им за уши. То есть уши натурально могли быть солеными.

- А я даже не придумывал, а где-то читал: каторжане бежали, их ловили... Хотя, наверное, ваш вариант более правильный. Мы же с вами не каторжники, мы - трудящиеся. Вот и будем, каждый на своем поприще, трудиться до седьмого пота и гордиться, что у нас, у пермяков, уши соленые.

  НА ПЕРВУЮ СТРАНИЦУ  ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ  ОБСУДИТЬ В ФОРУМЕ

Поиск по сайту:       
, 19 2019г. Московское время 13:45.
Газета выходит во вторник, четверг, пятницу, субботу.
© ЗАО «РЕДАКЦИЯ ГАЗЕТЫ «ЗВЕЗДА»™   E-mail: gazeta@zvezda.nevod.ru
© OOO «НЕВОД LTD»™   E-mail:
info@nevod.ru
Программирование: Алексей КОСТАРЕВ.   E-mail:
kaf@nevod.ru
Дизайн, html и концепция сайта: Владимир СОЛОВЬЕВ.   Персональный сайт:
http://svg.nevod.ru
Главный редактор газеты «Звезда» Сергей ТРУШНИКОВ.
Редактор приложения «Звезда-online» Мария КАЛИНИНА.   E-mail:
smasha@mail.ru
При перепечатке материалов и использовании их в любой форме,
в том числе и в электронных СМИ,
а также в Интернете, ссылка на газету «ЗВЕЗДА»™ обязательна.
Мнения авторов публикаций могут не совпадать с позицией редакции.
Материалы приложения «Звезда-online» редактируются
и в деталях не совпадают с текстами газеты «Звезда».