ЧАЙНИК ДЛЯ ПРОДВИНУТЫХ

               Это "исходники" текстов, публикуемых в областной газете
          "ДОСЬЕ-02" раз в месяц. Пока не надоест редакции и/или  мне.
          Хотя, надо сказать, такое занятие меня увлекло. "Телеграфной
          строкой" выкладывать  перед  читателем  широкого  профиля  с
          неизвестным   уровнем   компетентности   серьезные  проблемы
          информатики - это тот еще пасьянс!..
               Буду это файл пополнять "по мере поступления".

						    А.Соловьев



			     ЧАЙНИК ДЛЯ ПРОДВИНУТЫХ (1)


               В   этой   рубрике   планируется   помещать  материалы,
          связанные с компьютерной тематикой. Невозможно сделать такие
          материалы  интересными  одновременно "чайникам" и "хакерам".
          (Для чайников поясним, что "чайник" - это новичок  или  тот,
          кого  бесполезно  пытаться обучить. А "хакер" - это тот, кто
          родился специально  для  работы  с  компьютером).  Но  можно
          стремиться  к тому, чтобы "чайники" получали новые знания, а
	  "профи" хотя бы, как говорят, могли приколоться со вкусом...

	       Все  очень  просто:  если  собрать воедино
	  калькулятор,
	  книжную полку,
	  библиотекаря-референта,
	  настольные игры,
	  пишущую  машинку,
	  телевизор,
	  телефон,
	  почту,
	  а также наше желание всем этим руководить...
	  и подключить все это к электричеству, то получится КОМПЬЮТЕР.
	  Которому, как это не удивительно, пока не хватает  в должной
	  степени   искусственного   интеллекта,   но  за этим дело не
	  встанет  в  обозримом  будущем.  Тем  более,   что в шахматы
	  компьютер уже "играет" здорово.
               На   самом   деле   предыдущий  абзац  -  есть  строгий
          исторический обзор, если угодно - основные  этапы,  развития
          компьютера.   Часто   даже   многие  "технари"  подразделяют
          компьютеры на поколения по тому, на основе чего  их  делали:
          ламповые,   полупроводниковые,   на  микросхемах...  Но  эта
          классификация себя исчерпала. А вот сфера применения все это
          время  расширялась. И когда сегодня произошло первоначальное
          насыщение  радостями  интернета,  вновь  все  больше  слышно
          разговоров об "искусственном интеллекте".
               При  этом  техническая  база  компьютеров  непрерывно и
          быстро   развивается.   Причем,   развивается   не   в   том
          направлении, куда бы надо "по уму", "по науке". А туда, куда
          указывают большие и очень  большие  деньги.  (Личный  бюджет
          "главного     компьютерщика"    Билла    Гейтса    превышает
	  государственный бюджет России). А это уже чистая политика.
               Прогресс  в  компьютерном деле хоть и зигзагами, но все
          равно выведет человечество на правильный путь. Так что будет
          в  конце  концов  у  нас  (у  человечества)  и  "правильный"
          компьютер и "правильный" искусственный интеллект.
	       Но об этом в дальнейшем.


			      И ВСЕ-ТАКИ ОНА ВЕРТИТСЯ? (2)

               -   Дискета   не  может  вращаться!  Тем  более  внутри
	  компьютера!  Она квадратная!...
	       Фраза не придумана. И  не такое приходилось слышать  от
          людей, мыслящих не абы как, а строго логически.

	       Но лишь корпус дискеты квадратный, а внутри специальный
	  диск из магнитного материала - он там и вращается.
               Короче,  внутри  неподвижного  и  внешне прямоугольного
          компьютера  обязательно  что-нибудь  вращается.  Но  это  не
          только  дискеты.  Кстати,  маленькая  сенсация  -  привычным
          дискетам в эти  дни  приходит  конец!  Действительно,  зачем
          вращать  то,  что имеет малую емкость (1.44 мегабайта), если
          есть накопители на флэш-памяти, которая не вращается, но  по
          емкости  в  одиннадцать  раз  больше  дискеты...  Так думает
          ведущая компьютерная фирма Dell и многие другие фирмы. Они и
          решили покончить с дискетами уже в этом году!
               Многие  до  сих  пор  считают, что включенный компьютер
          гудит от  "умственных  усилий".  Ан  нет,  от  них  он  лишь
	  греется,    а    гудят   (при   исправных   трансформаторах)
          вентиляторы, которые охлаждают внутренности в разных местах.
          Попробуй  перестать  охлаждать  - и компьютер перегреется от
	  усердия. Процессор - "горячее сердце" компьютера трудится на
          пределе  своих сил. Его охлаждает персональный вентилятор...
          Один не слишком умный англичанин демонстрировал, как  жарить
          на  процессоре  яичницу,  убрав  вентилятор.  Но, приготовив
	  яичницу, процессор можно смело выбрасывать: сгорит на работе!
               Другая  вращающаяся часть компьютера, обычно называемая
          по-ковбойски  "винчестером"  -  тоже  диск,  но   информация
          упакована  плотнее, и крутится "винт" с такой скоростью, что
          ни дискете, ни вентилятору и не снилось. А чтобы при этом не
	  разорвало на куски, он помещен внутри коробки с вакуумом!
	       Пока  заменить  винчестер тем, что не вертится, сложно.
          Сегодня винчестеры  имеют  емкость  памяти  80  -  100  -...
          гигабайт (миллиардов байт)! Приходится вертеться.



		       ТЕЛЕВИЗОР С УМСТВЕННОЙ ЧАСТЬЮ  (3)

               На  зачете  по информатике одна студентка на вопрос, из
          чего  состоит  компьютер,  ответила,  немного  подумав:  "Из
          телевизора  и  умственной части!"... Очень давно это было. А
          сегодня и дети недолго думая отрапортуют: "Компьютер  -  это
          мама, клава, моня, винт, ... и маленькая мышка!"

               Посмотришь  со  стороны,  а  компьютер-то действительно
          состоит из монитора (дисплея), системного блока,  клавиатуры
          и  мыши.   Далее  могут  быть  дополнительные радости, вроде
          принтера,  звуковых  колонок,  сканера  и  т.п.  И  все  это
          меняется,  не реже чем ежегодно, как по внешнему виду, так и
          по содержанию.
               В системный блок вставлено много всякого. Но только без
          двух    вещей   компьютер   не   может   существовать   даже
          теоретически: без процессора и памяти.
               Процессор, это калькулятор, причем супер! Он работает в
          миллиарды   раз  быстрее  обычных  калькуляторов.  А  память
          состоит из "уровней", среди которых основная память (чипы) и
          жесткий диск (винт).
               Незатейливая  суть  работы  компьютера: процессор берет
          данные из памяти, производит с ними манипуляции, а результат
          помещает обратно в память. И все! И делает это по программе,
          которую тоже берет в памяти... Это называется ПРИНЦИПОМ  или
          МАШИНОЙ ФОН-НЕЙМАНА.
               С  точки  зрения  теоретиков  такая  организация работы
          компьютеров - полный  отстой!  Паровоз  современности!   Это
          признали   все   ведущие   специалисты  уже  25  лет  назад.
          Человеческое мышление,  например,  организовано  куда  более
          "прогрессивно".   Даже  принципы школьной математики, и те -
          светлое будущее в сравнении c принципами машины Фон-Неймана.
          Но    бизнесу   рентабельней   выпускать   компьютеры   типа
          "паровозов" фон-Неймана, разгоняя их с годами до космических
          скоростей.
               "Супер-пупер" компьютерная сфера - одна из самых идейно
          отсталых. Сотни тысяч инженеров совершенствуют  сверхбыстрые
          "паровозы".   Машинистов  называют  "хакерами".  И  все  это
          называют "эрой информатики"!


		    ЧЕМ ЗАНЯТ КОМПЬЮТЕР, КОГДА РАБОТАЕТ? (4)

               Билл  Гейтс заработал свои миллиарды не на компьютерах.
          Компьютеры продают люди значительно менее обеспеченные - как
          правило,  обычные  миллионеры.  А  он  делает  миллиарды  на
          программах.  Ведь компьютер  без  них  -  просто  "железка",
          железная дорога, по которой "едут" программы.

               Программы  же  делятся  на  два  типа.   Первого типа -
          управляют   самим   компьютером   и    называются    огульно
          ОПЕРАЦИОННЫМИ  СИСТЕМАМИ (кратко - ОС).  На них Билл Гейтс и
          сделал свой первый миллиард.  Все слыхали про его ОС "ДОС" и
          "Виндоуз"   для   самого   массового  потребителя:  детей  и
          служащих.
               А а среди мужчин, ищущих приключений на свою  голову  -
          наиболее  популярна  другая  ОС  - "Линукс". Но создатель ее
          Линус Торвальдс возможно даже не миллионер. Он просто  любит
          программировать  и  жить  в  свое  удовольствие.  А "Линукс"
          распространяет бесплатно!  (GNU-лицензия)  Как  писала  одна
          видная американская газета: "Линус Торвальдс во многом похож
          на   Билла   Гейтса...    они   примерно   одного    роста".
          Операционная  система  "Линукс"  используется  в  узлах сети
          интернет, в различных серверах  (компьютерах,  обслуживающих
          другие компьютеры)...
               Программы  второго  типа  - ПРИКЛАДНЫЕ, Они-то и решают
          наши   задачи   ("Ворд",   "Офис",   "Эксплорер"...).    Или
          развлекают нас компьютерными играми.  Из-за этих программ мы
          покупаем компьютер,  а  с  ним  и  программы  первого  типа,
          управляющие всем хозяйством.
               Прикладные    программы   составляют   основной   рынок
          программ, где крутятся несметные миллиарды долларов.   Но  и
          здесь главный игрок Гейтс. Других капиталистов-программистов
          стремиться не очень-то подпускать. Делает все,  чтобы  чужим
          прикладным    программам    было    трудно   работать   "под
          руководством"  его  "Виндоуз".   Поэтому  монополист   Гейтс
          буквально  не  вылазит  из всяческих судов и антимонопольных
          комиссий. Но миллиарды позволяют ему выходить сухим из воды.
          И он счастлив...
               Счастлив и Линус Торвальдс, потому что никто не морочит
          ему голову коммерцией.
	       Они оба постоянно улыбаются остальному миру через очки ...



			 ДВА В УМЕ - ТРИ ПИШЕМ... (5)

               Человек,  закончивший  школу,  вряд  ли  может  считать
          программистов нормальными  людьми,  коли  те  начинают  свои
          компьютерные  шаманства  с  перлов,  вроде  Х  = Х + 1; (Два
          равняется  трем?!).  Если   присутствие   X   и   напоминает
          математику,  все  равно,  в  совокупности  с  правой  частью
          выглядит извращением.

               Еще большим глумление над  математикой  будет  то,  что
          этот  Х  программисты  называют  "переменной"!   Эта, еще со
          школьных   времен   "неизвестная   величина",   у   них,   у
          програмистов,  всегда  обязана  быть  известной  величиной!!
          Иначе компьютер выдаст сбой...
               Но  все  встает  на  свои  места,   когда   программист
          сознается,  что  для  него  "равно"  вовсе  и  не  равно,  а
          ПРОЦЕДУРА  "присваивания",  больше  напоминающая   процедуру
          пересадки  клубней в агротехнике.  И под словом "переменная"
          он понимает нечто иное, что далеко не всегда может  грамотно
          об'яснить человеку.
               Классик  программирования и видный математик Джон Бэкус
          сказал:  "Программирование  сегодня   -   это   придумывание
          процедур  преобразование  памяти...   Оно не соответствует и
          современной информатике, и  традиционной  математике".   (То
          есть, отсталая ненаучная "агротехника"!).
               Один  герой  Мольера на старости лет узнал, что говорит
          не просто так,  а  "прозой".   Вот  и  программисты  большей
          частью  заняты  не  просто  программированием, а процедурным
          программированием.   Хотя,  небольшие  подвижки  в   сторону
          "поэзии"   наблюдаются.   Все  популярнее  становится  более
          прогрессивное   ОБ'ЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ   программирование.
          Языки  С++, Java, Delphi ...  В некоторых западных фирмах за
          владение ими даже доплачивают.
               Но сказать, что благодаря этому программисты становятся
          "поэтами",  ни  в  коем  случае нельзя.  Может быть они бы и
          хотели...    Но   применительно   к   современным   кондовым
          компьютерам,   очень   уж  "прозаическим"  из-за  устаревшей
          архитектуры,  стать  "настоящим  поэтом"  невозможно   чисто
          технически.  В лучшем случае получается "проза в стихах".
               А  всякий  культурный человек, представив мысленно, что
          такое проза в стихах - содрогнется  или  хотя  бы  незаметно
          поморщится.


			   ВАВИЛОН В КОМПЬЮТЕРЕ (6)

               Не  только в ООН, но и во всем мире вы не найдете такой
          концентрации  различных  языков  и  переводчиков   на   один
          квадратный    сантиметр    площади,    как   в   компьютере.
          Переводчиков там называют,  одних  -  компиляторами,  других
          интерпретаторами.

               Компиляторы  разом переводят большие программы с языков
          Си, Паскаль и т.п., понятных человеку,  на  язык  ноликов  и
          единичек,  понятный  компьютерным  чипам.   А интерпретаторы
          переводят программы маленькими порциями  и  сразу  выполняют
          эти  фрагменты.   Кроме  того, в компьютере много внутренних
          языков, на которых общаются отдельные блоки и программы.  Да
          и библиотек - море.  Тут без вездесущих, но нерасторопных(!)
          интерпретаторов, компьютер не может и микротакта сделать.
               Была  попытка   выдающегося   программиста   профессора
          Н.Вирта  (он  автора языка Паскаль) - преодолеть вавилонское
          столпотворение.  Он задумал почти фантастический в начальном
          варианте  проект  с  названием  "Лилит"  (по Библии - первая
          женщина).   Суть  проекта  -  чтобы  в  компьютере  все   (и
          "железо", и программы) "говорило" на одном языке.
               Но  проект тихо-мирно "спустили на тормозах", поскольку
          он оказался на пути сверхприбылей компьютерных магнатов.   А
	  профессору Вирту дали Тьюринговскую премию -  высшую награду
	  в мире информатики(!!) ...  и недавно проводили на пенсию.

               Вот и сказке конец!

               ЛИРИЧЕСКОЕ  ЗАМЕЧАНИЕ.  До   недавнего   времени   наши
          программисты    по    кругозору   на   голову   превосходили
          американских.  Встречи с заморскими программистами в прошлом
          веке обескураживали - те знали лишь один "человеческий" язык
          - американский и какой-нибудь  один  язык  компьютерный,  на
          котором и зарабатывали хорошие деньги.
               Наши  же  на  плохом английском могли долго перечислять
          изумленной  американской  публике   освоенные   ими   языки:
          Fortran,  Algol,  Cobol,  PL/1,  С,  Pascal и т.д. , пока не
          остановят.  Правда, все это лишь  "из  любви  к  искусству"!
	  Тогда у нас было строго - хоть на каком языке пиши программы,
          денег не заработаешь.  Да и компьютеров было мало, а кое-где
          у нас их не было вовсе...



		       САМАЯ ПРЕДПОСЛЕДНЯЯ ОШИБКА (7)

               Известно,  что  все  компьютерные программы обязательно
          содержат  ошибки.   А  всякая  последняя   ошибка   является
          предпоследней...   Программ  реальной сложности без ошибок в
          природе не бывает!

               Об'яснение этому очень простое,  хотя  и  малопонятное.
          Программирование требует АБСОЛЮТНОЙ строгости рассуждений, а
          где ее взять? Она присуща разве что формальной логике  и  не
          присуща  даже  обычной  математике!  Специалисты  по  логике
          знают, как писать правильные  программы  и  могут  об'яснить
          любому   программисту.    Но  никто  не  хочет  так  писать,
          поскольку это  невыносимо(!)  сложно.   В  сотни  раз  проще
          писать неправильные программы. Чем все и занимаются.  Если у
          вас   есть   знакомые    программисты    -    знайте,    это
          профессиональные  бракоделы.  Но не осуждайте их, по-другому
          они не могут физиологически...
               Мало программам своих родных ошибок, сейчас стало модно
          распространять  через  интернет  и на дискетах дополнительно
          всякие вирусы, которые уже сознательно портят  (еще  больше)
          компьютерные программы.
               Особенно "болезненно" воспринимаются программные ошибки
          в ракетно-космической  сфере.   Из-за  них  ракеты  не  туда
          летят.   Например,  вместо  Марса  "за  забор"  из-за  одной
          запятой.  И на МКС уже возникали критические ситуации  из-за
          ошибок в программах бортового компьютера.
               Минобороны  США  попыталось  с  большой помпой внедрить
          язык "безошибочного программирования" - Ада. Кто  сегодня  о
          нем слышал? Наоборот, всемирную победу тогда одержал язык Си
          - чемпион по "ошибочному программированию".
               А  вот  еще  случай.   В  Пермь  приезжал  на   полгода
          американский экономист Джон Бендер.  Одна фамилия чего стоит
          (пришлось просветить  его  про  историю  с  12-ю  стульями).
          Бендер   был  вооружен  ноутбуком  самой  последней  модели.
          Вскоре  выяснилось,   что   "навороченные"   программы   (от
          Госдепартамента  США!)  с  ошибками.  И повезли ноутбук "для
          ремонта программ" через полушарие (и через него же обратно).
          Это дешевле, чем в космос, но тоже дорогое удовольствие.
	       Есть  у программистов  нелюбимый процесс  -  выполнение
          программы с проверочными  данными  (тестирование).   Но  тут
          компьютерный  мир  сталкивается  с издевательской проблемой:
          "Тест может доказать наличие в программе ошибок, но  НИКОГДА
          не докажет их отсутствия"! Это закон.



			   ПРОГРАММИСТ ПОД КАКТУСОМ (8)

               Если у вас есть компьютер и вам подарили для безопасной
          работы  с  ним  кактус  (поглощать  излучения),   попробуйте
          поставить  его  себе  на  голову.   В  других  местах кактус
          эффекта не дал - проверено.  А до головы  исследователи  еще
          не добрались.

               Монитор или дисплей - самая приметная часть компьютера.
          Но внешность обманчива. Его часто выбирают не для работы,  а
          для  престижа,  синонимом  которому  размер по диагонали и в
          дюймах (1" = 2,54 см).  Иметь сегодня 14" - неприлично. Хотя
          бы   15"!    Солидная   фирма  не  опустится  ниже  17".   А
          генеральному лично - можно до 21".
               Картинка на мониторе создается отдельными точками.   Их
          может  быть  даже 1280x1200 (1,5 млн).  Но картинка занимает
          не весь экран,  остаются  черные  поля  по  краям  -  такова
          особенность электронно-лучевой трубки, из-за которой большие
          мониторы такие толстые.
               Другое      дело      LСD!       Не       синтетический
          наркотик-галлюциноген,   а   жидко-кристаллический  дисплей.
          Дорогой, но зато плоский.  И без  полей.  Так  что  14"  LCD
          почти  равны  17" обычного монитора.  Главное преимущество -
          экономия  площади  офиса.   В  кабинетах  у  Путина  плоские
          мониторы.
               Созданы уже TFT-LCD (тонко-пленочные LCD) мониторы даже
          на 64", но это пока аттракцион...  Обычно для работы (не для
          игр!)  большие  мониторы  не  нужны,  как  не  нужна научная
          литература  в   формате   больших   детских   сказок.   Даже
          начальникам.   Диагональ  и  толщина  - не вопрос санитарных
          норм.   Современный  исправный  настроенный  монитор   МЕНЕЕ
          ВРЕДЕН,  ЧЕМ  УТЮГ  ИЛИ ПИШУЩАЯ МАШИНКА.  В 30 см. от экрана
          излучение меньше, чем от провода в стене.
               Мониторы находятся под надзором самых  жестких  мировых
          стандартов - шведских (стандарты TCO и MPR), В их разработку
          вовлечено 1,3 млн.  профессионалов!   Хотя  согласимся,  что
          жить,  все-таки, вредно для здоровья со всех сторон!  И наши
          cанитары в очередной раз "наезжают" на местные  компьютерные
          клубы.   "Чтоб  шесть метров на человека! Дневное освещение!
          Проветривание!.."   Но   во   имя   справедливости   следует
          позакрывать   общественные   туалеты!    Там  хуже  по  всем
          показателям. Даже по проветриванию.


		     ВСЕ ГЕНИАЛЬНОЕ ОТНОСИТЕЛЬНО ПРОСТО (9)


               К  числу  наиболее  удивительных  и  наименее известных
          достижений   информатики   относится    открытие    Э.Коддом
          РЕЛЯЦИОННЫХ    БАЗ    ДАННЫХ.    Это,   почти   как   теория
          относительности  для  физики.    (Тем   более,   что   слово
          "реляционный" переводится как "относительный").

               В  конце  70-ых,  одновременно  с  пришествием  в народ
          персональных компьютеров, специалистам тоже досталась порция
          "манны небесной" - появились реляционнные базы.
               Сегодня  все  знают,  что  данные  хранятся в "файлах",
          подчас, невообразимых  размеров.   Найти  "иголку"  в  таком
          стоге информационного сена простым перебором трудно.
               Лучшие  умы  ломали  головы,  как  разложить  файлы "по
          полочкам".  Так были созданы ИЕРАРХИЧЕСКАЯ  и  СЕТЕВАЯ  базы
          данных.    Поиск  cтал  в  сотни  раз  быстрее,  сократились
          потребности  в  памяти.   Но,  увы,  конструкции  получались
          достаточно  заумные, а настоящие специалисты были неперечет.
	  Так в двухтысячном коллективе пермского НИИУМСа, лидера СССР
          по  сетевым  базам,  было  несколько  специалистов,  которых
          пользователи знали пофамильно...
               Сегодня  культурный  программист   обязан   знать   эти
          классические  базы  как  юрист  мертвую  латынь - больше для
          форсу.
               И тут появился Э.Кодд с реляционными базами.  Об'яснить
          их  идею  можно  любой  домохозяйке,  разложив  информацию в
          множество таблиц - "реляций".  А для бухгалтера, спортсмена,
          программиста  и  даже  любого  ребенка  нет  ничего  проще и
          понятнее таблиц!  Есть и специальный "язык структурированных
          запросов"  -  SQL.   И  три  главные  операции: найти нужные
          строки, найти столбцы, свести несколько таблиц в  одну.   На
          этой  основе строятся вещи достаточно сложные, но логичные и
          понятные.  Это лучшая организация данных  из  всех,  которые
          пока можно предложить человечеству для практических целей...
	       Самая знаменитая база называется Oracle.   Ее создатель
          миллиардер Ларри Эллисон был в числе первых, кто оценил идеи
          Кодда.  С тех пор он  пытается  обойти  Билла  Гейтса  и  по
          богатству.   А  программистом  его,  в  сравнении  с  собой,
          считает вообще никаким! Они с Биллом уже давно не дружат.


			    КОМПЬЮТЕРЫ - СУПЕР! (10)

               ПиСи,   он  же  ПэКа,  он  же  персональный  компьютер.
          Когда-то его и за компьютер не держали. Забава для детей.  А
          сегодня  все  наоборот,  многие  удивятся  узнав,  что кроме
          персональных Windows-компьютеров существуют в природе еще  и
          очень   даже  неперсональные  Linux-компьютеры  -  настоящие
          вычислительные     машины,      вычислительные      монстры,
          СУПЕР-КОМПЬЮТЕРЫ!

               В регулярно публикуемых списках самых-самых (Top 500) с
          большим отрывом идет компьютер  "Симулятор  Земли"  японской
          фирмы  NEC.   Быстродействие  40,96  терафлопса  (триллионов
          длинных операций в секунду)!  Представить такое  невозможно,
          остается лишь радоваться, что этот компьютер не военный, как
          большинство "супер", а для метео-прогнозов.
               Фантастическое быстродействие  достигается  уже  не  за
          счет   быстрого   срабатывания  микросхем  -  здесь  резервы
          исчерпаны.  И  провода  из-за   "медленного"   электричества
          укорочены   до  предела.  Преградой  стала  скорость  света.
          Реальный резерв ускорения - РАСПАРАЛЛЕЛИВАНИЕ ВЫЧИСЛЕНИЙ.
               Три  основных  способа  параллельных  вычислений.    1.
          Независимые части задачи вычисляются параллельно.  2. Задача
          разбивается,  на   "операции",   выполняемые   как   бы   на
          "конвейере".  3. Компьютеры, использующие первые два способа
          (порой одновременно), собирают в так  называемый  "кластер",
          для  параллельной  работы.  Обычно  это  несколько  тысяч(!)
          компьютеров c сотнями(!) процессоров в каждом...   На  столе
          такая  конструкция не поместится. Это монстр размером в пару
          баскетбольных площадок. И километры проводов.
               Но сказанное - часть проблемы.  Процессоры  работают  с
          памятью.  Если память одна на всех - очень сложно следить за
          порядком вычислений.  А если у каждого  своя,  то  возникает
          проблема  обмена  результатами.   И  еще. Иногда годами надо
          готовить данные  и  программы,  потом  долго-долго  вводить,
          чтобы машина их в миг обработала.
               Человек не в состоянии представить такие скорости и все
          эти сложности. Понять может, представить -  нет!   Но  давно
          ясно одно, описанная архитектура для развития вычислительной
          техники - ЭТО  ТУПИК  имени  Фон-Неймана  (см.  "чайник"  за
          март).   Так что можем себя поздравить: "Приехали!"...  Или,
          почти.



			       НЕТ - ЭТО ИНТЕРНЕТ (11)

               "НЕТ"  переводится  как  сеть...  И были времена, когда
          она еще не была всемирной информационной помойкой.   А  была
          сетью,  посредством которой общались интеллектуальные сливки
          всех стран.

               Маркс   сказал,   что  за  хорошую  прибыль  капиталист
          способен на все. Как  в  воду  глядел!   В  интернет  пришла
          коммерция.  Вал  рекламы: "купи, денег дай, попробуй элитный
          секс, давай вместе  кого-нибудь  обманем"...   Такие  письма
          рассылаются   миллионами(!)   экземпляров   по  всему  миру.
          Несметное количество хакеров не только взламывает сайты  "из
          любви  к  искуству",  но  и  ворует  секреты,  грабит  через
          интернет банки...
               А начиналась сеть с электронной почты.  Именно по  этой
          почте  мы  получали  информацию  о событиях в разных городах
          СССР во время ГКЧП, когда официальные каналы  погрузились  в
          лебединое  озеро.   Через  нее же побратались с американским
          городом Луисвиллем.  Кстати, примерно до 1995 года в  России
          сеть  успешно  и  корректно(!)   занималась  торговлей через
          "почтовые конференции", удивляя этим  даже  Америку.   Затем
          сеть  обрела  web - "паутину".  В каждом узле паутины можно,
          как на выставке, разложить тексты, фотографии, музыку и т.п.
          Желающие  могут "прийти" и прочитать, посмотреть, послушать.
          Паутину  стали  использовать  и   для   общения   "он-лайн".
          Появились  всякие "чаты", "форумы", "аськи" (icq), где можно
          непосредственно общаться.
               Но  мусор  забивает  все  вышеперечисленное.   Интернет
          становится  все медленней, все больше сбоев.  А поиск нужной
          информации  все  беcперспективнее.   Дураки  упорно   портят
          информационые "дороги".
               Поэтому в интернете возрастает роль средств защиты. Все
          обороняются!   И  от  спама   (рассылок   рекламы),   и   от
          вирусов-червяков, и от взломов.  Перегораживают сеть всякими
          "брандмауэрами", "экранами", "туннелями", "фильтрами  спама"
          "черными  списками"  и  т.п.   Не  говоря уже о криптовании,
          электронной  подписи  и  тому  подобном.   Особенно  уязвимы
          компьютеры  с  Windows.   Поэтому профессиональные узлы сети
          обычно создают на базе более защищенной операционной системы
          -  Linux.   Некогда  изящная  мировая паутина становится для
          информационных потоков все более тяжелым  "гидротехническим"
          сооружением.



		    БЕЗЫСКУСНЫЙ ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ (12)

               В  качестве образцов искусственного интеллекта (ИИ) нам
          часто  демонстрируют   стихи,   музыку   и   картины,   этим
          интеллектом  якобы  сотворенные.   И обманывают! Это обычные
          фокусы.   Cпрятанный   при   этом   "в   рукаве"   интеллект
          принадлежит (естественным) программистам!

               Компьютер  -  большой  калькулятор.   То, что он быстро
          считает, не говорит об интеллекте.  Он делает только то, что
          запрограммированно:  тупо перебирает цифры, рифмы, безмозгло
          чертит фигуры...  Интеллект же всегда "себе на уме".
               Когда вы,  разговаривая  с  невидимыми  партнерами,  не
          можете  "вычислить"  где  естественный,  а  где искусственый
          интеллект - это самый надежный  способ  подтвердить  наличие
          интеллекта у машины - ТЕСТ ТЬЮРИНГА.
               Но  как  быть  в  случае  художественных  произведений?
          Столь ли важен  интеллект  в  творчестве?   Сплошь  и  рядом
          художники   творят   душой   (а  интеллект  глушат  водкой).
          Некоторым творцам помогает шизофрения.   Ее  тоже  прикажете
          моделировать?!.. Все не так просто!
               Основные  отличия  ИИ  от  калькулятора в следующем: ИИ
          придумывает  алгоритм  в  процессе(!)  решения  задачи,   ИИ
          работает  с  неточной  суб'ективной(!) информацией.  Кстати,
          одна из первых Всесоюзных конференций (вторая)  по  нечеткой
          (fuzzy)  математике  когда-то  прошла  в  Перми.  Еще "более
          интеллектуальные"  системы  могут   общатся   на   смысловом
          уровне(!).    Немаловажную  роль  для  интеллекта  играет  и
          мотивация ("А мне это надо?").
               Возьмем   для   примера   шахматное   творчество,   где
          необходимость  в  интеллекте  очевидна  и  у  ИИ  здесь есть
          успехи.  Компьютер обыгрывает гросмейстеров  все  увереннее.
          Но  в  шахматах  нет "алгоритма победы".  ИИ в процессе игры
          его создает. Он также пользуется и памятью о прошлых партиях
          и  "домашними  заготовками"...   При  выборе хода невозможно
          вычислить, какой ход лучше.  И ИИ вынужден принимать решение
          "по своему разумению"!
               Но  творчество (а с ним и душа!) - еще большая загадка,
          чем  интеллект.   И  конечный  результат  труднее   оценить.
          Суб'ективность   становится   самобытностью.   Искусственный
          интеллект  пока  очень  безыскусный.   А  с   точки   зрения
          "здравого   смысла"   искусство   даст   сто   очков   НАЗАД
          научно-техническому творчеству. И тем же шахматам.  Вот  тут
          и задумаешься!..


			(и на этом решил "сериал" закончить)

(с) 2003, А.Соловьев